10:14 

Вена - Братислава - Чабрадский Врбовок - Банска Штавница - Будапешта

RepkaKKK
В мире есть чудо.
Так получилось, что мы со Стасом снова ударились в волонтерство. На этот раз проект был в словацкой глубинке.

Добирались хитро.

Перелет был с пересадкой в Борисполе.
Больше всего вопросов было почему-то у русской пограничницы. "А с какой целью в Украину летите? А с кем? А друг следом за вами идет? А в куда из Вены поедете? А в какие еще страны собираетесь? А в Турцию не собираетесь?"

Самолет до Вены в итоге задержали. А я спала и даже этого не заметила:) В городе мы провели сутки. Довольно бестолково погуляли: пошли по улице не в ту сторону, осознали это через пару километров, пришлось возвращаться. Зато когда потом дошли до центра, сразу его узнали. Сад рядом с парламентом летом прекрасен. Там всюду розы и скамейки. А вообще я город не очень люблю: он шумный, многолюдный и дорогой. Барселона тоже шумная и многолюдная, но там это не угнетает.

На следующее утро мы поехали в Братиславу. Там было часа три свободного времени. У словацкой столицы маленький, уютный и милый исторический центр. Было малолюдно и тихо.

Из Братиславы был автобус до Зволена, оттуда до Крупины, оттуда в Чабрадский Врбовок. Автобус в Крупину мы проспали как лохи, но он был не последний, так что все обошлось. В Врбовок ехали уже толпой волонтеров: в Крупине мы встретили словачек Юлю, Ленку и Мишку (у них это мужское имя - Михайла же!) и испанцев Пабло и Мар. В деревне всех встречал второй кемплидер Мартин (первым была Юля), он увез на горку рюкзаки, а потом вернулся за нами. До начала тропинки нас довезли, и вместо обещанных восьми километров мы поднимались совсем недолго.

Сам замок был построен в 13-м столетии, сменил кучу владельцев, последний лорд и вовсе построил себе крутое поместье в соседнем городке, а замок спалил к чертям. Деревня возле крепости через некоторое время тоже потихоньку загнулась, последние люди ушли оттуда в 60-е. Сейчас постройки восстанавливают волонтеры. Все живут в единственной отреставрированной привратной башне. Там три этажа: на первом инструменты, на втором столовая и посудомойка, на третьем спальня. Когда мы приехали, там было несколько человек: две тетки, которые всех кормили - Тимеа и Катка, представители местной организации - Радо (его полное Радослав), Ондрей и Томаш, бельгиец Мартин и венгерка Фружина, еще периодически приезжали другие парни типа археологов и туристы.

Замок довольно большой. Там есть амбар, несколько башен, внутренний дом и подземелья. Сверху открывается отличный вид на окрестности. Смотришь вокруг - а там только горы и небо. Ни дорог, ни зданий, вообще ничего. В небе, правда, периодически появлялись самолеты - военные тренировались.

Работа была изматывающей: мы корчевали пни, срывали холмы, таскали камни и строили стены. Строительство было наиболее увлекательным занятием, как по мне. Сидишь себе, камни подбираешь под размер дырки. Это как вязание.

Как-то раз мы со Стасом помогали археологам. Из ямы метр на метр выкопали полное ведро черепков, а потом долго их мыли. Иногда попадались куриные кости: раньше там была кухня. На вопрос "а чьи кости?", у кого ни спроси, я получала ответ "предыдущих волонтеров".

В свободное время Радо устраивал прогулки по окрестностям. Внизу была заброшенная деревня. Там была церковь. За счет того, что место не туристическое, она отлично сохранилась, можно было залезть на крышу и попрыгать сверху, а летучие мыши летали вокруг и пищали. Там же был погреб - шестиметровый коридор в скале. Ондрей рассказывал, что во время войны красноармейцы загнали туда всех жителей деревни и держали их там три дня, а сами в это время били немцев. В другой раз Радо повел нас на соседнюю гору, откуда замок был виден как на ладони. Он просто здоровенный!

Один день в неделю был выходным. Нас повезли в соседний городок - Банску Штавницу. Там в свое время добывали золото и чеканили монеты, а в настоящее время шахта превращена в музей. Мы надели дерматиновые плащи, каски и спустились под землю. Там не то что б было сильно глубоко, но атмосферно: узкие каменные коридоры, капающая вода, тусклый свет фонарей, темные боковые ходы и вагончики с рудой. В закутке была выставлена фотография "celkom mesiac" - "полная луна". На ней была запечатлена торчащая из дырки голая жопа.

Сама Штавница оказалась типичным пряничным городком с милотой, прущей из всех углов. Маме там бы понравилось. Мы погуляли по нему, попробовали словацкую кухню - брынзовые галушки - такие шняжки типа макарон с овечьим сыром и беконом, потом посидели в чайной (Томаш пускал офигительные колечки из дыма) и отправились домой.

У подножия горы в заброшенной деревне сидел грустный венгр по имени Желтый. Он решил после работы двинуть в замок, но заблудился в лесу, да и в замке никого не было: все были в Штавнице. Весь вечер он ходил по лесу, видел оленей, лис и еще кого-то, а потом набрел на джип и подумал, что там его рано или поздно кто-нибудь найдет. Нашли. Мы потом разговорились, и я спросила, в курсе ли он, что он Желтый, на что он ответил, что я не первая русская, которые ему попадались, и он давно все знает. У него еще плохо было с английским, и в конце-концов он стал разговаривать по-словацки, а я ему отвечать по-русски, и все было понятно.

Стоит рассказать про готовку. Когда выпала наша со Стасом очередь готовить национальную кухню, я подумала, что с двумя сковородками справлюсь на раз-два, но печка разогревалась тааак медленно. На первый блин ушло полчаса. Это пипец! Спасибо ребятам, которые приходили иногда поболтать. "Hey, how is it?" - "Toooo sloooooow..." Готовка была закончена около полуночи. Зато вкусно получилось, хотя по-моему сгущенка зашла лучше блинов:)

В конце проекта нам вручили крутые средневековые бумажки крутые средневековые чуваки. Это было невероятно мило.

Столько впечатлений, блин, а писать лень!

Ну короче мы потом поехали еще в Будапешт на три дня и хорошо провели там время:)

URL
   

Я и Нитонисей Юстас

главная